Поиск источника разума
Добавлено: Чт янв 14, 2010 10:53
© Клименко А.В. «Рекуррентная теория самоорганизации»
Издательство Ростовского университета, 1994 г. *http://lionson63.narod.ru/RTS_E.rar
ВВЕДЕНИЕ
Поиск источника разума и сущности разума является одной из сложнейших научных проблем. Понятие разума, разумности относится к категории образных, художественных терминов, которые в строгом формализованном виде не представимы. В разные исторические эпохи это неуловимое свойство высших живых существ именовалось как дух, идея, душа, интеллект и трактовалось как нематериальная (т.е. идеальная) субстанция.
Несмотря на все разнообразие свойств разумных объектов, их можно выделить из общей массы природных тел, во-первых, по характеру функционирования. Они способны в той или иной степени планировать и предвидеть события, а также создавать (синтезировать) объекты, которые без их деятельности в природе не существуют. Во-вторых, разумные объекты имеют характерную форму существования. Носитель разума всегда дискретен, персонифицируем, т.е. выделяется другим носителем как конкретный субъект, личность, индивид, который может быть составной частью более крупных объектов и, в свою очередь, состоит из более мелких.
Приведенный перечень характерных признаков разумных объектов, безусловно, не претендует на полноту, они выделены лишь потому, что наличие именно этих признаков формирует у людей определенные мировоззренческие установки. Так, на ранних стадиях развития науки (когда она имела теологический характер) способность разумных объектов к синтезу и созданию новых тел позволяла утверждать, что если в природе что-либо возникает, то у этого нового объекта обязательно должен быть персонифицированный создатель, творец, который этот вновь создаваемый объект перед началом синтеза предварительно моделирует, преформирует в своей внутренней структуре, т.е. строит его идеальную модель (всю или по частям). Типичными примерами таких творцов являются сами люди, некоторые виды животных и насекомых (строящие сложные сооружения и способные к сложным разумным действиям).
При таком подходе по аналогии предполагается, что для создания всех остальных объектов природы, механизмы возникновения которых неизвестны, тоже должен существовать творец, т.е. высший разумный субъект, именуемый Богом. Предполагается, что он, также как и любое разумное существо, персонифицирован потому, что в своей повседневной предметной деятельности люди просто не сталкивались с неперсонифицированными разумными объектами. Характерной особенностью такого создателя является то, что созданные им объекты находятся вне его, т.е. не являются частью его тела. Условно такое представление о создателе природы будем именовать в дальнейшем внешним творцом, поскольку его творческая синтезирующая активность направлена во внешний мир.
На более поздней стадии развития научной мысли, с появлением идей атомистики, стало понятно, что любой крупный объект создатель состоит из более мелких. Тогда наряду с концепцией внешнего творца возникла идея о том, что главный творец тоже должен состоять из множества тел. Но каких (Б.Спиноза предположил и формализованно попытался доказать, что главный творец должен быть распределен по всем объектам природы, т.е. телом Бога является вся природа и, создавая ее объекты, он, тем самым, создает и себя. Бог, по мнению Спинозы, везде и во всем и каждый объект, каждое живое существо является частью Бога. Подобное представление о создателе природы будем именовать творцом обобщающим, поскольку его синтезирующая активность направлена внутрь, т.е. на создание себя посредством синтеза своих составляющих элементов.
Современное научное мировоззрение, естественно, отвергает концепцию как внешнего, так и обобщающего создателя, и вообще термины Бог, творец, создатель в современной научной литературе не используются. Однако концепция креационизма, т.е. постулат о наличии в природе некоторых фундаментальных объектов, которые создают все ее тела и ответственны за все их свойства, является и в современной науке безусловно базовой.
Отличие современного научного креационизма от традиционного теологического только в том, что в первом случае творцами всех объектов природы считаются не обобщающий ее и не внешний относительно ее субъект, а несколько типов очень мелких элементарных создателей (например, несколько типов элементарных частиц), из множества экземпляров которых и составлены, построены все объекты природы, фактически это есть не что иное, как концепция творца составляющего, т.е. такого, из множества экземпляров которого составляются порождаемые им объекты. Модель мира с составляющим творцом отличается от концепций внешнего и обобщающего творца тем, что количество типовых творцов увеличено с одного до нескольких и помещены они не снаружи, а внутри объектов природы.
Так, современная физика занимается поиском и исследованием самых элементарных создателей, творящих материю. Биологи также активно исследуют молекулы ДНК и РНК, которые ответственны за все свойства живого, т.е. изучают, как устроены элементарные объекты, творящие феномен жизни. Одним словом, богоискательстово в форме наукообразного креационизма процветает. Люди, как и миллионы лет тому назад, продолжают в новых терминах и концепциях искать творца всего сущего. Только теперь предполагается наличие нескольких типов элементарных создателей природы и очень большое количество их экземпляров. Из них то (по общепринятому мнению) и собраны, скомпилированы все объекты природы. С одной стороны, заниматься богоискательством в современной науке, мягко говоря, не модно, но с другой, альтернативы креационизму фактически то нет, объективная реальность действительно кем-то создается, и необходимо выяснять кем и как.
Однако концепция составляющего творца тоже не эффективна, потому что ведет в дурную бесконечность. Добравшись до очередного предполагаемого составляющего творца, исследователи убеждаются, что он тоже состоит из множества еще более мелких составляющих его элементов - творцов. Так, например, сначала предполагалось, что самыми элементарными "кирпичами" мироздания являются земля, воздух, вода и огонь. Потом оказалось, что эти элементы состоят из атомов. Атомы, как выяснилось, тоже не неделимы и состоят из фундаментальных элементарных частиц. Однако оказалось, что и эти, казалось бы, самые элементарные создатели природы состоят, в свою очередь, из более мелких частиц - кварков. Идея составляющего творца, как видим, не без изъянов, но других вариантов мышления нет, потому что нет четвертой альтернативной концепции креационизма, "примиряющей" в себе концепции внешнего, обобщающего и составляющего творца, она пока никем предложена не была.
А суть этой четвертой концепции до тривиальности проста. Для ее формулировки достаточно определить то общее, что объединяет три вышеописанных представления о создателях природы, а объединяет их общее требование ограниченного количества типов или даже экземпляров создателей. Так, в моделях мира с внешним или с обобщающим создателем вообще предполагается единственность творца. В модели мира с составляющими создателями тоже предполагается конечный ограниченный набор типов элементарных базовых творцов, из множества экземпляров которых в процессе "самосборки" возникают все объекты природы. Следовательно, все три описанных модели генезиса природы относятся к категории с ограниченным количеством типов создателей (от одного до нескольких).
Альтернативой для концепции ограниченного количества типов и экземпляров создателей природы может служить только представление об их бесконечном множестве, т.е. автор предлагает постулат о том, что все или, по крайней мере, подавляющая часть объектов природы являются ее создателями. Кроме того, каждый такой рядовой творец должен уметь, во-первых, создавать, воспроизводить самого себя из множества младших составляющих его творцов (т.е. выполнять функции обобщающего творца). Во-вторых, однотипные создатели любого уровня вложенности, должны уметь создавать из своей совокупности более крупных обобщающих творцов нового типа (т.е. выполнять функции составляющего творца). В-третьих, каждый рядовой творец любой степени вложенности должен уметь синтезировать какие-то внешние по отношению к нему тела, т.е. выступать и в роли внешнего творца. Кстати, люди, животные, атомы, звезды, галактики все эти три функции выполняют.
Следовательно, модель мира с бесконечным множеством типов создателей связывает в единое целое три, казалось бы, несовместимых концепции создателей природы. Из этого следует, что теологические представления о способах возникновения мира не ошибочны (как учили нас в детстве), а просто неполны, частичны. Представление о внешнем и обобщающем творцах не обман, это часть накопленных человечеством знаний, проверенных на истинность тысячелетним их культивированием и использованием. Они, безусловно, имеют рациональное зерно независимо от того, в какой форме представлены (теологической, естественнонаучной или нравственной). Эти странные и не всегда понятные нам крупицы представлений о природе, накопленные нашими предками (иногда ценою их разрушенной жизни и души) следует безоговорочно сохранять для потомков, которые рано или поздно разберутся в том, что не поняли мы.
Концепция бесконечной множественности создателей природы существенно изменяет большинство наших мировоззренческих установок. В частности, создатели природы оказываются не где-то там далеко в субатомном и субмолекулярном мире, или в недосягаемых заоблачных и космических высотах, а рядом с нами, зримы и осязаемы. В такой ситуации не увидеть общие принципы их устройства и функционирования просто невозможно. Из всего их множества наиболее интересными для исследователей являются творцы биологические, поскольку они обладают самым ярким феноменом разумности. Процессы и механизмы возникновения их тел для исследователей более или менее ясны, но механизмы генезиса их естественного интеллекта, благодаря которому они приобретают статус творцов, остаются и до сегодняшнего дня загадочными и таинственными.
Проблеме формализации механизмов возникновения и воспроизводства естественных и искусственных объектов со свойствами творца, т.е. объектов интеллектуальных, и посвящается эта книга.
*http://lionson63.narod.ru/RTS_E.rar
Издательство Ростовского университета, 1994 г. *http://lionson63.narod.ru/RTS_E.rar
ВВЕДЕНИЕ
Поиск источника разума и сущности разума является одной из сложнейших научных проблем. Понятие разума, разумности относится к категории образных, художественных терминов, которые в строгом формализованном виде не представимы. В разные исторические эпохи это неуловимое свойство высших живых существ именовалось как дух, идея, душа, интеллект и трактовалось как нематериальная (т.е. идеальная) субстанция.
Несмотря на все разнообразие свойств разумных объектов, их можно выделить из общей массы природных тел, во-первых, по характеру функционирования. Они способны в той или иной степени планировать и предвидеть события, а также создавать (синтезировать) объекты, которые без их деятельности в природе не существуют. Во-вторых, разумные объекты имеют характерную форму существования. Носитель разума всегда дискретен, персонифицируем, т.е. выделяется другим носителем как конкретный субъект, личность, индивид, который может быть составной частью более крупных объектов и, в свою очередь, состоит из более мелких.
Приведенный перечень характерных признаков разумных объектов, безусловно, не претендует на полноту, они выделены лишь потому, что наличие именно этих признаков формирует у людей определенные мировоззренческие установки. Так, на ранних стадиях развития науки (когда она имела теологический характер) способность разумных объектов к синтезу и созданию новых тел позволяла утверждать, что если в природе что-либо возникает, то у этого нового объекта обязательно должен быть персонифицированный создатель, творец, который этот вновь создаваемый объект перед началом синтеза предварительно моделирует, преформирует в своей внутренней структуре, т.е. строит его идеальную модель (всю или по частям). Типичными примерами таких творцов являются сами люди, некоторые виды животных и насекомых (строящие сложные сооружения и способные к сложным разумным действиям).
При таком подходе по аналогии предполагается, что для создания всех остальных объектов природы, механизмы возникновения которых неизвестны, тоже должен существовать творец, т.е. высший разумный субъект, именуемый Богом. Предполагается, что он, также как и любое разумное существо, персонифицирован потому, что в своей повседневной предметной деятельности люди просто не сталкивались с неперсонифицированными разумными объектами. Характерной особенностью такого создателя является то, что созданные им объекты находятся вне его, т.е. не являются частью его тела. Условно такое представление о создателе природы будем именовать в дальнейшем внешним творцом, поскольку его творческая синтезирующая активность направлена во внешний мир.
На более поздней стадии развития научной мысли, с появлением идей атомистики, стало понятно, что любой крупный объект создатель состоит из более мелких. Тогда наряду с концепцией внешнего творца возникла идея о том, что главный творец тоже должен состоять из множества тел. Но каких (Б.Спиноза предположил и формализованно попытался доказать, что главный творец должен быть распределен по всем объектам природы, т.е. телом Бога является вся природа и, создавая ее объекты, он, тем самым, создает и себя. Бог, по мнению Спинозы, везде и во всем и каждый объект, каждое живое существо является частью Бога. Подобное представление о создателе природы будем именовать творцом обобщающим, поскольку его синтезирующая активность направлена внутрь, т.е. на создание себя посредством синтеза своих составляющих элементов.
Современное научное мировоззрение, естественно, отвергает концепцию как внешнего, так и обобщающего создателя, и вообще термины Бог, творец, создатель в современной научной литературе не используются. Однако концепция креационизма, т.е. постулат о наличии в природе некоторых фундаментальных объектов, которые создают все ее тела и ответственны за все их свойства, является и в современной науке безусловно базовой.
Отличие современного научного креационизма от традиционного теологического только в том, что в первом случае творцами всех объектов природы считаются не обобщающий ее и не внешний относительно ее субъект, а несколько типов очень мелких элементарных создателей (например, несколько типов элементарных частиц), из множества экземпляров которых и составлены, построены все объекты природы, фактически это есть не что иное, как концепция творца составляющего, т.е. такого, из множества экземпляров которого составляются порождаемые им объекты. Модель мира с составляющим творцом отличается от концепций внешнего и обобщающего творца тем, что количество типовых творцов увеличено с одного до нескольких и помещены они не снаружи, а внутри объектов природы.
Так, современная физика занимается поиском и исследованием самых элементарных создателей, творящих материю. Биологи также активно исследуют молекулы ДНК и РНК, которые ответственны за все свойства живого, т.е. изучают, как устроены элементарные объекты, творящие феномен жизни. Одним словом, богоискательстово в форме наукообразного креационизма процветает. Люди, как и миллионы лет тому назад, продолжают в новых терминах и концепциях искать творца всего сущего. Только теперь предполагается наличие нескольких типов элементарных создателей природы и очень большое количество их экземпляров. Из них то (по общепринятому мнению) и собраны, скомпилированы все объекты природы. С одной стороны, заниматься богоискательством в современной науке, мягко говоря, не модно, но с другой, альтернативы креационизму фактически то нет, объективная реальность действительно кем-то создается, и необходимо выяснять кем и как.
Однако концепция составляющего творца тоже не эффективна, потому что ведет в дурную бесконечность. Добравшись до очередного предполагаемого составляющего творца, исследователи убеждаются, что он тоже состоит из множества еще более мелких составляющих его элементов - творцов. Так, например, сначала предполагалось, что самыми элементарными "кирпичами" мироздания являются земля, воздух, вода и огонь. Потом оказалось, что эти элементы состоят из атомов. Атомы, как выяснилось, тоже не неделимы и состоят из фундаментальных элементарных частиц. Однако оказалось, что и эти, казалось бы, самые элементарные создатели природы состоят, в свою очередь, из более мелких частиц - кварков. Идея составляющего творца, как видим, не без изъянов, но других вариантов мышления нет, потому что нет четвертой альтернативной концепции креационизма, "примиряющей" в себе концепции внешнего, обобщающего и составляющего творца, она пока никем предложена не была.
А суть этой четвертой концепции до тривиальности проста. Для ее формулировки достаточно определить то общее, что объединяет три вышеописанных представления о создателях природы, а объединяет их общее требование ограниченного количества типов или даже экземпляров создателей. Так, в моделях мира с внешним или с обобщающим создателем вообще предполагается единственность творца. В модели мира с составляющими создателями тоже предполагается конечный ограниченный набор типов элементарных базовых творцов, из множества экземпляров которых в процессе "самосборки" возникают все объекты природы. Следовательно, все три описанных модели генезиса природы относятся к категории с ограниченным количеством типов создателей (от одного до нескольких).
Альтернативой для концепции ограниченного количества типов и экземпляров создателей природы может служить только представление об их бесконечном множестве, т.е. автор предлагает постулат о том, что все или, по крайней мере, подавляющая часть объектов природы являются ее создателями. Кроме того, каждый такой рядовой творец должен уметь, во-первых, создавать, воспроизводить самого себя из множества младших составляющих его творцов (т.е. выполнять функции обобщающего творца). Во-вторых, однотипные создатели любого уровня вложенности, должны уметь создавать из своей совокупности более крупных обобщающих творцов нового типа (т.е. выполнять функции составляющего творца). В-третьих, каждый рядовой творец любой степени вложенности должен уметь синтезировать какие-то внешние по отношению к нему тела, т.е. выступать и в роли внешнего творца. Кстати, люди, животные, атомы, звезды, галактики все эти три функции выполняют.
Следовательно, модель мира с бесконечным множеством типов создателей связывает в единое целое три, казалось бы, несовместимых концепции создателей природы. Из этого следует, что теологические представления о способах возникновения мира не ошибочны (как учили нас в детстве), а просто неполны, частичны. Представление о внешнем и обобщающем творцах не обман, это часть накопленных человечеством знаний, проверенных на истинность тысячелетним их культивированием и использованием. Они, безусловно, имеют рациональное зерно независимо от того, в какой форме представлены (теологической, естественнонаучной или нравственной). Эти странные и не всегда понятные нам крупицы представлений о природе, накопленные нашими предками (иногда ценою их разрушенной жизни и души) следует безоговорочно сохранять для потомков, которые рано или поздно разберутся в том, что не поняли мы.
Концепция бесконечной множественности создателей природы существенно изменяет большинство наших мировоззренческих установок. В частности, создатели природы оказываются не где-то там далеко в субатомном и субмолекулярном мире, или в недосягаемых заоблачных и космических высотах, а рядом с нами, зримы и осязаемы. В такой ситуации не увидеть общие принципы их устройства и функционирования просто невозможно. Из всего их множества наиболее интересными для исследователей являются творцы биологические, поскольку они обладают самым ярким феноменом разумности. Процессы и механизмы возникновения их тел для исследователей более или менее ясны, но механизмы генезиса их естественного интеллекта, благодаря которому они приобретают статус творцов, остаются и до сегодняшнего дня загадочными и таинственными.
Проблеме формализации механизмов возникновения и воспроизводства естественных и искусственных объектов со свойствами творца, т.е. объектов интеллектуальных, и посвящается эта книга.
*http://lionson63.narod.ru/RTS_E.rar