D
Глава 5
ИПВ-методика РulРur
и
5.4. Характер рабочей ситуации
На основании анализа обширного материала - бесед с клиентами, целенаправленных опросов их и прямых наблюдений - составлена номенклатура факторов внешней обстановки, актуальных для клиента с точки зрения его навязчивости, и подготовлен соответствующий перечень целенаправленных вопросов, помогающих клиенту в уточнении (выборе) картины его рабочей ситуации.
Широта спектра таких факторов подобна разнообразию симптомов абстинентного состояния. И в целом картина рабочей ситуации индивидуальна и неповторима подобно индивидуальности и неповторимости картины абстинентного синдрома (гл. 4). И тем не менее, имеется ряд факторов, более или менее стабильно фигурирующих в картине навязчивости большинства испытуемых. Среди них:
Время (время суток) наибольшей потребности в табаке (или наибольшего проявления другой навязчивости). Основная масса клиентов делится на две неравные группы. Для большинства это утро: вскоре после пробуждения, дорога на работу, приход на рабочее место и т.д. Для второй большой группы актуален вечер: возвращение домой, просмотр телевизионных передач, период подготовки ко сну и т.д. Реже встречаются те, для кого этот фактор безразличен. Совсем редки лица, испытывающие наибольшие неудобства от воздержания среди дня.
Место. Наиболее актуальными оказываются
* собственный дом, а в нем - кухня, место перед телевизором, около телефонного аппарата, место, в которое клиент удаляется, чтобы не мешать своим курением родственникам - лестничная площадка, туалет, балкон и т.д.;
* место работы - непосредственно рабочее место или традиционное место сбора курящих сослуживцев;
* за рулем; вообще места, связанные с дорогой, с транспортом, с ожиданием автобуса, с выходом из дома, из поезда, самолета и т.п.;
* ресторан, кафе и т.п.;
* места, близкие к природе - дача, рыбалка и т.п. Другие варианты сравнительно редки.
Прием пищи. (Для большинства характерно обострение тяги сразу после еды. Некоторые дифференцируют в рамках этого фактора время трапезы: после завтрака чаще, чем после обеда. Но большинству в этой группе важен сам факт наполнения желудка и остаточные вкусовые ощущения.
Самостоятельное значение имеют напитки. Для большинства актуален кофе, выпиваемый в сочетании с курением. Реже актуален чай, еще реже - холодные напитки.
Особое место среди напитков занимает алкоголь. Он усиливает тягу в подавляющем большинстве случаев, причем одинаково у мужчин и женщин. Актуальность этого фактора сохраняется, как правило, и в случаях полного отказа от алкоголя в течение многих лет. Безразличие к алкоголю, как фактору, усиливающему тягу примерно на порядок реже. И лишь в единичных случаях алкоголь оказывается фактором, компенсирующим недостаток табака.
Одиночество как усугубляющий фактор встречается сравнительно редко, так же, как и безразличие к присутствию других людей. Чаще присутствие курящих является соблазняющим фактором, яркость которого колеблется в очень большой степени. Нередко удается выявить сравнительно узкий круг особенно ярких соблазнителей клиента или даже одного наиболее яркого из них. Единичны случаи, в которых присутствие любых людей, даже не курящих, усиливает тягу к курению.
Весьма ярким может оказаться влияние запретителей, непрошеных опекунов, оберегателей и т.п. лиц, на деле оказывающихся не анти-соблазнителями, а псевдо-анти-соблазнителями, фактически - провокаторами соблазна, что соответствует одной из ролей в игре Алкоголик по Эрику Берну (1988).
Соблазнителем может оказаться и сам табак, его присутствие, наличие, доступность. Едва ли не для подавляющего большинства клиентов-мужчин такая ситуация складывалась при приходе на армейскую службу, что и явилось для них внешней, бытовой причиной втягивания в зависимость.
Отсутствие табака для подавляющего большинства клиентов актуально (обостряет абстинентную симптоматику) в той или иной степени. Во многих случаях именно этот фактор ярко демонстрирует болезненный характер личностной зависимости, болезненность конфликта эмоций с собственным здравым смыслом. С недоумением и досадой клиенты рассказывают о себе как другом человеке, ни понять, ни, тем более, одобрить действий которого они не могут:
один говорит, что он просил о досрочной выписке из тюремной больницы, где получал полноценный лечебный рацион ("Вы представляете себе, что значат белый хлеб и масло для заключенного, да еще больного?"), о выписке на голодный общий режим только потому, что там была возможность покурить;
другой - с отвращением и тем же недоумением - говорит, что он мог подбирать и брать в рот окурки с грязного пола общественного туалета - и т.д.
Общий фон настроения клиента или характер внешней обстановки может либо соответствовать характеру рабочей ситуации, способствовать созданию рабочего ощущения клиента - кошмар, ужас - либо им противоречить. Чаще актуально первое - случаи плохого настроения, враждебности обстановки, ее напряженности, стрессовости и т.д. Второе имеет место, если максимум тяги приходится на хорошее настроение, на благоприятную обстановку, на состояние комфорта, если неприятности не усугубляют тяги, но напротив: когда плохо, то не до сигареты.
Разницу легко иллюстрировать ситуацией застолья. Все едят и пьют. Или пьют и едят. Потом все (многие) встают и говорят Ну пойдем, покурим... Когда клиенту труднее к ним не присоединиться, если он находится на поминках или на свадьбе?
Во втором случае клиенту, как правило, бывает трудно осознать внутреннюю конфликтность своего внешне комфортного состояния и психологу приходится помочь ему выявить этот конфликт: вроде бы вот оно, счастье, а из-за воздержания оно пропадает, не чувствуется - вот досада, вот ужас!
Последнее, что психолог должен заставить клиента вспомнить, а затем и эйдетически воспроизвести - рабочее (т.е. используемое в рабочем сеанса ИПВ) переживание, внутреннее ощущение дискомфорта, которое не дает ему покоя, которое заставляет думать о курении и только о курении, должен заставить вспомнить как именно ему бывает плохо (см гл. 4).
и
|